Государственное учреждение образования «Новосадская средняя школа Борисовского района»
телефон: 80177 97 42 27
email: novosadyschool@rooborisov.by
222125 Минская область, Борисовский район, д. Новосады, ул.Школьная, 3

23 сентября 2021

«Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны (о достижениях на всех уровнях основного образования)»

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования в сентябре 2021 года

Дата проведения 23.09.2021

Тема: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIIIXI классов: информационные материалы, презентации / ШАГ 23 сентября 2021 года.

В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать:

учебные издания: пособие «Гордость за Беларусь» (Глава 5. Образование), учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакат 2). Электронные версии данных учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания);

проект телеканала ОНТ: документальный фильм из цикла «Достояние Республики» – «Образование в Беларуси» (https://news.21.by/other-news/2020/06/08/2056071.html).

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«Образование в Беларуси: во имя будущего страны»

«Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться»

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1

Блок «Образование в Беларуси: во имя будущего страны»

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Республиканском педагогическом совете 24 августа 2021 года отметил, что «… образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики …»

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему образование в Республике Беларусь – один из главных приоритетов государственной политики?
  • Какое место занимает Беларусь по уровню образования в мире?
  • В чем особенности системы образования в Республике Беларусь?
  • Что вы знаете о специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи? Какова их миссия?
  • Почему, на ваш взгляд, предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования?
  • Какие учреждения профессионально-технического и среднего специального образования есть в вашем регионе? Специалистов каких профессий готовят в этих учреждениях образования? В каких отраслях экономики они востребованы?
  • Что вы знаете о движении WorldSkills International? Каковы результаты выступлений сборной Беларуси на этих соревнованиях? Есть ли среди ваших знакомых те, кто в них участвовал?
  • Есть ли в учреждениях образования вашего региона классы профессиональной направленности: педагогической, спортивно-педагогической, аграрной, военно-патриотической? Каковы условия приема, учащихся в эти классы? Каковы условия поступления выпускников этих классов в учреждения высшего образования?
  • Проанализируйте диаграмму «Подготовка специалистов для зарубежных стран в белорусских вузах» (стр. 57 пособия «Гордость за Беларусь» https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf). Как вы думаете, чем объясняется такая динамика численности иностранных обучающихся в учреждениях высшего образования Беларуси?

 

В фокусе обсуждения: образование ‑ главный приоритет государственной политики; тенденции развития образования в XXI веке; представления о ценности образования в современном мире; формирование интереса к обучению; престижность рабочих профессий; осознание важности образования и науки в современном мире; качество образования.

Блок «Образование в Беларуси: нам есть к чему стремиться»

Игорь Васильевич Карпенко, Министр образования Республики Беларусь отметил, что «У нас замечательная молодежь – образованная, талантливая, целеустремленная. Видим, что нам на смену идут энергичные, умелые, искренние молодые люди, способные изменить и улучшить нашу страну, отстоять ее государственность. Сегодня как никогда востребованы компетентность, мобильность, способность принимать нестандартные, конструктивные решения – все то, чем обладает современная молодежь и что старается развивать наша система образования. Личность в нашей стране имеет неограниченные возможности реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал, ее воспитание – одна из наших задач. Именно на это нацелены и программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в учреждении образования «Национальный детский технопарк», которые мы в настоящее время реализуем».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, в чем состоит  значимость образования для личности? Для общества?
  • Что означает принцип «образование через всю жизнь»? Каким образом в Беларуси обеспечивается реализация этого принципа?
  • Старшее поколение считает, что сегодня образование важнее, чем когда-либо: оно является необходимым условием достойной жизни в современном информационном, стремительно развивающемся мире. Что думаете по этому поводу вы, современные учащиеся?
  • Как вы понимаете высказывание М. Булгакова: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам». Как вы считаете, о каком навыке идет речь? Какова, на ваш взгляд, задача современного образования?
  • Кого, с вашей точки зрения, можно назвать образованным человеком? Создайте портрет современного образованного человека.

В фокусе обсуждения: активная гражданская позиция по отношению к труду, профессиональному росту; формирование долгосрочной мотивации учебной деятельности; осознание важности образования для развития личности и общества; интеллектуальный и творческий потенциал; компетентность, мобильность, способность принимать нестандартные, конструктивные решения.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

В наше время уместно говорить об образовании в течение всей жизни, так как в условиях глобальных процессов, происходящих сегодня в экономике, нельзя быть уверенным, что полученная профессия – на всю оставшуюся жизнь. Обстоятельства меняются, и надо быть готовым к смене сферы профессиональной деятельности.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся:

создать интерактивный плакат «ТОП-5 достижений белорусской системы образования» и ответить на вопрос, почему именно эти достижения включены в содержание плаката?

создать интерактивную карту «Музеи в учреждениях образования нашего региона (района, области)» с помощью геоинформационных сервисов.

 

Информационные материалы для мероприятий проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина», 23.09.2021

Тема: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны» (о достижениях на всех уровнях основного образования)»

Образование в Республике Беларусь – обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленное на формирование гармоничной и разносторонне развитой личности. Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.

В течение четырех последних дет Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран по показателям в сфере образования. Согласно докладу ПРООН о человеческом развитии 2020 года по показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который в нашей стране составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27-е место среди 189 стран. По показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) – 10-е место. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси составляет 99,6 %, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения – 98 %.

В нашей стране давние традиции в области образования, есть поводы для гордости. Хотя еще не так давно, после распада СССР, ситуация была сложной. Стоит напомнить, что в 1990 году ввод дошкольных учреждений в БССР был на уровне 19,1 тыс. мест. А в 1995 году дошкольных учреждений было введено на 1,8 тыс. мест – почти в 11 раз меньше! Охват детей учреждениями дошкольного образования в Беларуси в возрасте 1–5 лет на 1994 год составлял 58,5 %, в 2019 году – 83,6 %.

По сути, менее чем через 4 года после прихода к руководству страной Александра Григорьевича Лукашенко дети вернулись в детские сады. Сейчас норматив охвата детей 5-летнего возраста подготовкой к школе выполняется в 100-процентном объеме во всех областях и в городе Минске.

В современном информационном мире не вызывает сомнений значение образования, его эффективность вносит существенный вклад в процветание государства.

В стране функционирует 3763 учреждения дошкольного образования (ясли, ясли-сады, детские сады, санаторные ясли-сады и детские сады, специальные дошкольные учреждения, дошкольные центры развития ребенка, учебно-педагогических комплексов) для 425 тыс. воспитанников. Охват детей от 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 85,3 %. Обеспечен стопроцентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

В Беларуси образование – одно из самых доступных в мире. Для сравнения. Средняя стоимость пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении США составляет примерно 1000-1200 долларов в месяц, а часто может быть больше.

Сфера образования – самая крупная отрасль Беларуси, и, так или иначе, она касается каждого. А потому и внимание к этой сфере со стороны белорусского государства особое.

В Республике Беларусь успешно осуществляется обучение и воспитание детей с особенными образовательными потребностями. Белорусское государство не самоустранилось от решения этой проблемы. Более того, у нас эта помощь осуществляется за счет бюджета. Сейчас в Беларуси функционирует уникальная сеть учреждений, в которых такие дети могут получить специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь.

Первая в Беларуси школа открыта в 1617 году. Ныне это Слуцкая гимназия № 1, в 2017-м отметившая свое 400-летие.

В 2021/2022 учебном году в Беларуси функционирует 2940 государственных учреждений общего среднего образования, к учебным занятиям приступило около 1 млн 85 тыс. учащихся, в том числе 118 тыс. первоклассников. В 2021 году открыто 7 новых школ.

Стоит вспомнить о наших неспортивных олимпийских звездах – победителях международных предметных олимпиад. На этапе отбора в них участвуют около 600 тыс. учащихся, на республиканском – около 1,5 тыс. школьников. Состязания проводятся по 18 учебным предметам. В 2018/2019 учебном году впервые проведена олимпиада по физической культуре и здоровью. Это один из самых ярких примеров непредвзятой международной оценки качества нашего школьного образования. По результатам международного исследования качества среднего образования PISA, которое в Беларуси впервые проводилось в 2018 году, наши учащиеся из гимназий и лицеев оказались на уровне мировых лидеров. В следующий раз результаты будут еще лучше, ведь мы делаем должные выводы.

Создание необходимых условий для развития молодежи, помощь подрастающему поколению в самореализации и материальное стимулирование за успехи – приоритетные направления государственной политики. 25 года назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят. Его появление помогло сформировать систему государственной помощи молодым людям, аналогов которой нет ни в одной из стран постсоветского пространства. На это обращает внимание Глава государства: «Немногие страны могут сказать, что знают всех своих талантливых детей поименно. А в Беларуси созданы специальные банки данных одаренной и талантливой молодежи. И спрос на людей, которые числятся в этих банках, данных, огромен».

Специальные фонды Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и талантливой молодежи созданы еще в 1996 году, чтобы заинтересовать талантливую молодежь жить и творить на родине. Фонды выплачивают стипендии, премии, оказывают единовременную материальную помощь одаренным юношам и девушкам. Их миссия – помогать в организации национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, финансировать участие творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства. За прошедшие годы премии, стипендии, материальную помощь из фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов получили более 20 тыс. человек, из фонда по поддержке талантливой молодежи – свыше двух тысяч юных дарований.

Под эгидой Международной федерации школьного спорта (ISF) в феврале 2019 года во французском Гренобле состоялась I Всемирная зимняя гимназиада среди школьников, участвовало 20 стран, около 600 спортсменов. Белорусская сборная завоевала на ней четыре медали: в биатлоне и керлинге. Наиболее значимым спортивным мероприятием для школьников является республиканская спартакиада, которая в соответствии с поручением Главы государства проводится ежегодно с 2006 года. На первом ее этапе участвует более 30 % учащихся, соревнуясь в 24 видах спорта.

Сегодня дополнительное образование детей и молодежи – одна из важных составляющих образовательного пространства общества, которое позволяет формировать ценности, мировоззрение, гражданскую идентичность подрастающего поколения, мотивировать их в профессиональном самоопределении. В настоящее время в системе дополнительного образования функционирует 270 учреждений всех типов, из них: 184 – многопрофильных, 86 однопрофильных, в которых занимается более 390 тысяч учащихся. И с каждым годом сфера дополнительного образования становится все более востребованной среди детей, родителей, педагогической общественности. Системой дополнительного образования детей и молодежи сделан особый акцент на работу с одаренной и талантливой молодежью.

Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует.

7 февраля 1852 года в Минске появилось первое ремесленническое товарищество. История же создания системы профессионального образования начинается с 29 января 1920 года, когда В. И. Ленин подписал декрет о создании Главного Комитета профессионально-технического образования.

В период становления Беларуси как суверенного и независимого государства развитие системы профессионального образования сопровождалось превращением ПТУ в профессиональные лицеи. Те учреждения, которые реализовывали интегрированные программы ПТО-ССО, стали профессионально-техническими колледжами. Отдельные из них перешли в статус учреждений среднего специального образования – колледжей. Но все это время бережно сохранялись традиции и достижения системы профобразования, которыми по праву гордятся граждане нашей страны.

Наши государственные профессионально-технические, средние специальные учебные заведения не были подвергнуты масштабным бездумным реформам. О них не забыли, им оказали внимание и отстояли на начальном этапе сами выходцы из системы профессионально-технического образования. Наш опыт используется не только в России, но и в других государствах. На начало 2021/2022 учебного года функционируют 125 учреждений профессионально-технического образования и 41 учреждение образования других уровней, реализующих образовательные программы ПТО, 110 учреждений среднего специального образования, из них 9 – частной формы собственности, 84 учреждения образования других уровней, реализующих образовательные программы ССО.

Некоторые колледжи входят в состав университетов, что создает условия для реализации интегрированных образовательных программ среднего специального и высшего образования в сокращенные сроки. Подобная интеграция, базирующаяся на принципах преемственности и непрерывности профессионального образования, позволяет исключать дублирование содержания, привлекать к образовательному процессу в колледже профессорско-преподавательский состав вуза, вовлекать учащихся в университетские проекты и формировать у них интерес к научным исследованиям. Например, филиалами Белорусского национального технического университета являются 9 колледжей.

Система профессионального образования все больше ориентируется на развитие квалификаций, соответствующих современным требованиям рынка труда и международным стандартам движения WorldSkills International, к которому в 2014 году присоединилась Беларусь.

Параллельно с отказом от устаревших специальностей и актуализацией требований к традиционным профессиям появляются новые направления обучения, вводятся высокотехнологичные специальности. Среди них «Производство биотехнологической продукции», «Промышленные роботы и робототехнические комплексы», «Организация технического сервиса транспортных средств», «Организация гостиничных услуг», «Эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования». Внедрению инноваций в системе профессионального образования Беларуси способствует участие в мировых чемпионатах профессионального мастерства. Движение WorldSkills International открыло для нашей страны доступ к бесценному опыту. Прежде всего, мы получили возможность реально оценить уровень подготовки молодых профессионалов и определить траектории дальнейшего развития профессиональных умений и навыков, повысить мотивацию рабочей молодежи к личностному и профессиональному росту. Одну золотую и 16 серебряных медалей привезла белорусская команда с первого открытого чемпионата «WorldSkills СНГ+», который прошел в столице Татарстана – городе Казани – в 2015 году. Это была разведка боем перед мировым чемпионатом в бразильском Сан-Паулу, где в компетенции «Дизайн одежды» учащаяся учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства» Ольга Закревская удостоилась медали за высшее профессиональное мастерство. Там же, на 43-м чемпионате мира «WorldSkills São Paolo 2015», медаль за высшее профессиональное мастерство получила Алеся Назарова из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания в компетенции «Парикмахерское искусство». По мнению президента международной организации WorldSkills International Саймона Бартли, дебютное выступление сборной Беларуси стало самым успешным за всю историю чемпионатов профессионального мастерства. Как правило, новички начинают с последнего места в общекомандном зачете, а о медали за высшее профессиональное мастерство и вовсе могут только мечтать. На «WorldSkills Abu Dhabi 2017» в АбуДаби единственной белорусской медалисткой стала парикмахер Надежда Каштелян из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания, в общекомандном зачете белорусская сборная поднялась с 37-го на 16-е место. На соревнованиях «WorldSkills Kazan 2019» лауреатом в номинации «Best of Nation» («Гордость нации») от сборной Беларуси стала Ксения Шафранская из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания. На 45-м чемпионате сборная Беларуси показала лучший результат за всю нашу историю выступлений на соревнованиях WorldSkills: 15-е место в общекомандном зачете. По результатам основного зачета чемпионата «WorldSkills Kazan 2019» участники белорусской сборной награждены также медалями за высшее профессиональное мастерство: в номинации «Вебтехнологии» – учащийся Белорусской государственной академии связи Алексей Крупский, «Информационные кабельные сети» – выпускник той же академии Валентин Артеменок, «Технологии моды» – учащаяся Гродненского государственного колледжа техники, технологий и дизайна Юлия Маркевич. Теперь мы знаем, где готовят парикмахеров на мировом уровне. Правильно, в Бресте! Директор Брестского государственного колледжа сферы обслуживания Александр Матвейчик с гордостью говорит о своих выпускниках. Несчетное количество наград привезли они с различных профессиональных чемпионатов – из Польши, Китая, России, Латвии и других стран.

Учреждения высшего образования (далее ‑ УВО) обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы с учетом структуры и потребностей рынка труда.

В 1581 году в Полоцке был основан иезуитский коллегиум. 12 января 1812 года указом императора Александра I он был преобразован в Полоцкую иезуитскую академию с правами университета и стал первым высшим учебным заведением на территории современной Беларуси. Его наследником считают Полоцкий государственный университет. А в 1775 году в Гродно начала работу Высшая медицинская академия – первое на территории Беларуси высшее учреждение образования по подготовке медицинского персонала.

Сегодня в республике функционируют: 42 государственных УВО (31 университет, 9 академий, 2 института); 8 УВО частной формы обучения.

В 1991 году в стране обучалось 3 832 иностранных учащихся. В 1997/1998, 1998/1999 учебных годах численность иностранных студентов, обучавшихся в Беларуси на контрактной основе, стабилизировалась на уровне трех тыс. человек. В 2020/2021 учебном году число иностранных граждан, обучающихся в белорусских учреждениях образования, составило 26,0 тыс. человек из 107 стран мира.

Белорусские учреждения высшего образования участвуют в международных образовательных рейтингах. Репутация наших УВО на международном рынке образовательных услуг тесно переплетается с информационной открытостью самих высших учебных заведений и их маркетинговой деятельностью. Они включены в наиболее представительные международные рейтинги университетов мира. Например, БГУ входит в число лучших университетов мира. В рейтинге QS World University Rankings ведущий белорусский вуз занял место на одну позицию выше МГИМО и на 40 позиций выше Варшавского университета. В другом рейтинге БГУ занимает место сразу за легендарным МИФИ (Московский инженерно-физический институт), но опережает на 6 позиций Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Конечно, это очевидно свидетельствует об условности любых рейтингов университетов и больше похоже на «среднюю температуру по больнице». Ведь статус наших университетов иногда намного выше благодаря вкладу в конкретные направления развития науки и технологий. Ряд отечественных учреждений высшего образования и вовсе не попадает в международные рейтинги, несмотря на отличную репутацию в мировом профессиональном сообществе. Среди таких учреждений образования, например, уникальная Белорусская государственная сельскохозяйственная академия – единственный в стране «город в университете».

Дальнейшее совершенствование и обновление системы высшего образования Беларуси исходит из национальных интересов и потребностей экономики страны с опорой на лучший педагогический опыт и учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства.

 

https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf

https://www.sb.by/articles/nash-povod-dlya-gordosti3434243.html

https://www.sb.by/articles/talanty-i-budushchee.html

https://president.gov.by/ru/belarus/social/education

Версия сайта для слабовидящих